Карлсон из швабской ссылки ([info]polosatka) wrote,
@ 2008-05-12 13:00:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
И снова Германия (5,6)
Удивление №3: Отношение немцев к деньгам, или агрессия бережливости

Стипендию нам тогда (в 1999 г.) начислили, на мой взгляд, непозволительно маленькую – 600 марок в месяц (чистыми, на личные расходы). На мое тогдашнее удивление, немцы так не считали – они полагали, что это довольно много (впоследствии у меня было достаточно возможностей убедиться в их бережливости и аскетичности в быту). В далеком 1999 г. я не очень-то разбиралась во всех премудростях пластиковых карточек, взимания страховок со счета и пр. Прибыв на 4 месяца в Билефельд, мы получили статус полноправных студентов. Т.н. «студенческие помощники» нашего профессора помогли нам оформить счет в местной сберкассе, а также страховку. Может быть, они и упомянули о том, когда именно эта самая страховка взимается со счета (а именно в последние числа месяца, ДО начисления следующей стипендии), но я как-то пропустила эту информацию мимо ушей. В итоге вышло так, что за несколько дней до отъезда в Росси, проверив свой счет и обнаружив на нем 150 марок или около того, я жутко обрадовалась, сняла их и потратила. Еще через пару дней, вновь проверив счет, обнаружила надпись «150 марок», напротив которой стояла неприметная буковка „S“. Не подумав ничего плохого, просто не поняв, что бы это могло значить, спросила у одного из студенческих помощников. Он изменился в лице – оказалось, что „S“ означает «долг», т.е. счет оказался превышенным на 150 марок. Это был кошмар, наш профессор также изменился в лице. И не только в лице, но и в поведении. Я стала врагом №1, «злостно растратившей огромную сумму». Он так и не поверил, что сделано это было по незнанию, а не с умыслом. В итоге он заплатил из своего кармана с договоренностью, что в России я эти деньги ему отдам, причем, с меня была взята письменная расписка. Но заплатить-то он заплатил, а вот мне оставшиеся дней 5-6 абсолютно не на что было жить, не на что есть. И практически никто из тех прекрасных студенческих помощников не поинтересовался, мол, что же ты кушаешь, золотко? Все они сразу же резко дистанцировались от «транжиры» (кроме одного, который время от времени подкармливал). Таково было мое первое столкновение с немецким отношением к деньгам;) – и к людям, которые к этим деньгам относятся «неподобающе». К этому я не привыкла до сих пор.

В третий раз – и уже более-менее «окончательно» - я попала в Германию в 2001 г., будучи аспиранткой кафедры всеобщей истории истфака Ярославского педуниверситета, в рамках той же самой Alexander-Herzen-Program от ДААД, снова на семестр. Дело было в 2001 г. Целью поездки был выбор темы для моей диссертации. Перебрав кучу тем (досуг в ГДР, культ индейцев в ГДР, джаз в ГДР), написав по каждой из них expose и сделав доклад, вступив в научную переписку с кучей людей, выбрала в итоге тему про моду в социализме (она мне приснилась, видимо, от отчаяния или от перегруженности индейцами).

Удивление № 4: «доступность» профессоров и прочих научных светил

Оговорюсь, что речь здесь пойдет исключительно об историках, социологах, этнологах и прочих гуманитариях – о доступности прочих светил не могу ничего сказать. Помню, как меня удивляло отсутствие видимой иерархии между студентами и преподавателями в билефельдском университете. Да нет же, есть она, эта иерархия – уверяли меня немецкие студенты, и активно боролись с ней. Конечно же, она существовала и существует, но именно как невидимая и очень неощутимая, на мой взгляд (по крайней мере, по сравнению с реалиями среднестатистического российского ВУЗа). Для меня это лежит примерно в той же плоскости, что «фальшивые» улыбки иностранцев и «искреннее» хамство соотечественников – по мне, уж лучше фальшивая улыбка;). Удивляла система «часов приема» студентов в Билефельде, когда нужно было заранее записываться в специальный листок, висящий на двери преподавателя, и если на этом листке больше нет места, то всё, значит, нужно ждать следующей недели или же договариваться отдельно. Со своими аспирантами многие профессора на «ты» (двустороннее «ты»), особенно это принято у педагогов, психологов и информатиков – но и у историков встречается. В данном контексте «ты» означает не панипбратство, а коллегиальность и «дружественность». Может быть, дело в «левых» традициях основания Билефельдского университета - парой лет позже, войдя в круг бывших и настоящих историков-профессоров университета Гумбольдта, обнаружила, что они все между собой также на «ты» (традиция «товарищей» по партии?). Мне также было предложено взаимное «ты» - поначалу было непривычно и не очень просто называть на «ты» маститого профессора 70 лет – а теперь мне кажется дикостью, когда приходится общаться на «Вы», воспринимается как ненужная манерность и условность. Особые сложности испытываю с этим, приезжая в Россию;). Под «доступностью» я имею в виду еще и отсутствие понтов - опять же, по крайней мере, видимое. Когда я находилась в том самом поиске диссертационной темы и рассылала всем подряд письма счастья (краткий рассказ о себе и вопрос, не могли бы они посоветовать, как сузить тему), все абсолютно добросовестно подумали об этом и обстоятельно ответили, а треть еще и пригласила встретиться и обсудить это лично (те, кто был не из Билефельда). К этому же относится и научная коммуникация в Германии, также приятно меня порадовавшая отсутствием видимых иерархий - если конференция, то все, конечно, знают, кто профессор, а кто аспирант, но эксплицитно это не подчеркивается – то есть, скажем, в программе конференции не пишется «Томас Мюллер (аспирант…), Роль навоза в истории», а пишется просто «Томас Мюллер, Роль навоза…». Оговорюсь - я не идеализирую и сознаю, что иерархии есть всегда и везде; речь шла об их меньшем, менее «видимом» проявлении.

Вернемся в 2001 г.;). Выбрав тему про моду в социализме, вернулась в Ярославль готовиться к экзаменам на кандидатский минимум (тогда я еще никак не предполагала, что это мне вовсе не пригодится). Так получилось, что к этому моменту мой молодой человек получил трехлетнюю стипендию на написание диссертации в том самом билефельдском университете, на факультете информатики. Я начала задумываться, как же быть, что мне тоже нужна стипендия туда, иначе мы будем очень редко видеться. Просмотрев сайт ДААД и обнаружив, что дедлайн подачи заявок через неделю, написала своему билефельдскому профессору, мол, как насчет рекомендации и научного руководства – ежели дадут стипуху. Профессор незамедлительно ответил, мол, не проблема, и еще, чего это ты так сосредоточилась на ДААД, у нас же в Билефельде есть Graduiertenkolleg «Социальная история групп, слоев, классов и элит», и у них тоже дедлайн через недельку. Правда, мол, требования там гораздо выше, чем в ДААД (в ДААД же специально для иностранцев, а в GK для немцев), но какая разница, попробовать-то можно. Ты пиши сначала для ДААД expose, попроще для них, а потом понаучней – для GK, и отправим в оба этих места, а там поглядим. Так и сделали. В итоге меня взяли и туда, и туда;))). Две стипендии получать было нельзя, и я выбрала GK, т.е. стипендию на написании диссертации от DFG (Немецкое исследовательское общество), на максимум три года. Как мне потом рассказали, товарищи из ДААД звонили в Билефельд и осведомлялись, действительно ли то expose ыбло яаписаяо мяой личяо, уж больно замечательное;). В общем, таким образом я попала в Германию в третий раз, и так оно пошло-поехало – когда закончилась стипендия от DFG, я получила еще одну, стипендию на год для завершения написания диссертация от Берлинского сената и университета им. Гумбольдта в Берлине (с 2003 г., не выдержав билефельдской специфики, я уже жила в Берлине, прекраснейшем и наилюбимейшем городе). Вот уж где абсолютно не пришлось ни к чему адаптироваться!!! Когда закончилась и эта стипендия, мы с мужем – за длинным рублем;) – переехали на временное жительство в Швабию, в городок Ройтлинген под Штутгартом, где я дописываю диссертацию, занимаюсь журналистикой и наслаждаюсь природой (и подумываю о том, как бы поскорей вернуться в Берлин;)).

Продолжение следует;).



(36 comments) - (Post a new comment)


[info]natinatsen
2008-05-12 09:55 am UTC (link)
я тоже была стипендиаткой ДААД :) и еще двух программ.

(Reply to this) (Thread)


[info]polosatka
2008-05-12 09:57 am UTC (link)
коллега;) а какие прочие две?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]natinatsen
2008-05-12 10:02 am UTC (link)
CDG и программа гамбургского сената и торговой палаты для практики выпускников из питера (гамбург и питер - побратимы). кстати в обратном порядке: сначала гамбург, потом CDG, потом DAAD.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]polosatka
2008-05-12 07:15 pm UTC (link)
ясно;), здОрово!

(Reply to this) (Parent)


[info]a_mos
2008-05-12 10:13 am UTC (link)
А молодой человек в процессе получения стипендий стал мужем? :)))
А почему индейцы? Я, видимо, пропустила эту часть рассказа

(Reply to this) (Thread)


[info]polosatka
2008-05-12 07:25 pm UTC (link)
ага, стал мужем;)))
про индейцев я нигде не писала до этого, наверное - это отдельная тема;). Мне подкинули эту идею в Потсдаме, там есть такой Центр исследований современной истории, и товарищ оттуда ее и предложил. Я вдохновилась, побежала в Bundesarchiv (типа ГАРФ), нашла там ровно два документа по этим индейцам. И решила - это же круто, буду ездить по саксонским деревням, опрашивать бывших "индейцев", они поделятся личными архивами...;). Написала expose, сделала доклад в Билефельде у историков - а они закритиковали, иол, одеваешь слишком большое пальто на маленьких индейцев (слишком много теории под мелкую эмпирику, на их взгляд). Пришлось отказаться. Потом не раз жалела - этнологи и прочие говорили, что для них тема была бы в самый раз;). Думаю, после диссера что-то по ним сделаю все-таки.

(Reply to this) (Parent)


[info]050778
2008-05-12 10:18 am UTC (link)
противопоставление фальшивых улыбок и искреннего хамства мне понравилось!

(Reply to this) (Thread)


[info]polosatka
2008-05-12 07:29 pm UTC (link)
;) при виде искреннего хамства я до сих пор теряюсь.

(Reply to this) (Parent)


[info]alinchen
2008-05-12 11:03 am UTC (link)
"Мне навозу хорошо, я ни с кем не дружу
Где положат там лежу,
Где положат там лежу...
Только знаю я не зря,
Чем питается земля.
Нами!Навозами!
Жирными полезными!" (С)

какой вы разносторонний и одаренный, о полосатый друг!

(Reply to this) (Thread)


[info]polosatka
2008-05-12 07:32 pm UTC (link)
а вы, вы какой одаренный, танцующий сальсы! позвольте взять эпиграфом к будущей монографии о навозе;)
P.S. а еще я очень красивый. и скромный.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]alinchen
2008-05-13 05:53 pm UTC (link)
Тайм Аут вам позволит :)
что ты красивый и скромный мы тоже уже знаем :)
а сальсу танцевать - много ума не надо, это вам не экспозе сногсшибательные производить

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]polosatka
2008-05-13 08:10 pm UTC (link)
не знаю, не знаю. Но меня жутко греет сознание, какие у меня талантливые, экспрессивные, кошконаделенные френды;).

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]alinchen
2008-05-15 08:20 pm UTC (link)
да, мы такие
когда вы уже вернетесь на землю обетованную?
мы с кошкой уже почти auf dem Sprung :)

(Reply to this) (Parent)


[info]fyrk_krja
2008-05-12 12:51 pm UTC (link)
по моему единственное место в германии, где можно жить--это берлин :)
а вообще здорово так и интересно описала :о)

(Reply to this) (Thread)


[info]alinchen
2008-05-12 01:30 pm UTC (link)
конечно, а остальные 76 миллионов мучаются изо дня в день
бедняги

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]polosatka
2008-05-12 07:36 pm UTC (link)
а вдруг и впрямь мучаются?;) ну кроме вальгамбургеров.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]alinchen
2008-05-13 05:54 pm UTC (link)
страшные стенания доносятся изо всех окрестных деревень и даже в Потдсаме люди плачут от тоски - не досталось им местечка в городе городов, великом Бердине

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]polosatka
2008-05-13 08:12 pm UTC (link)
о, какая картина! В этом, в этом корень мирового зла! А если серьезно - ну чего ты, я говорила лишь о своей субъективной точке зрения, и всё - в Германии же нет такого, что все-все хотят в Берлин (скорее даже наоборот) - и ты знаешь это прекрасно. Чего стебешься-то?;)

Но картину ты описала классно, я олго смеялась;))).

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]alinchen
2008-05-14 08:27 am UTC (link)
ну, я типа очень рад, что мне удалось тебе доставить столько удовольствия :)

(Reply to this) (Parent)


[info]polosatka
2008-05-12 07:36 pm UTC (link)
моя субъективная точка зрения - это да, берлин. но вот снизу я уже заметила одного вальгамбургера, посему буду политкорректной - гамбург тоже ничего;))).
P.S. гамбург я тоже люблю, но вот берлин - это как первая счастливая любовь, что ли...;).

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]alinchen
2008-05-13 05:54 pm UTC (link)
ху из зыс гамбургер?
моя субъективная точка зрения - деревня Ганновер, люблю и скучаю...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]polosatka
2008-05-13 08:14 pm UTC (link)
я полагала, что это ты - тебе же вроде очень понравился гамбург,разве нет?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]alinchen
2008-05-14 08:25 am UTC (link)
Я пфлихтгамбургер скорее, мужчина типа влюблен в это место и активно тут живет вот уже 8 лет, таскает меня по всяким достопримечательностям и демонстрирует, демонстрирует, типа, посмотри, крошка, на Альстер, в Берлине-то такого не видать.
Я проникаюсь потихоньку, но я так, знаешь ли, привыкла к маленькому уютненькому Ганноверу, хочу обратно в свой Зюдштадт :(

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]polosatka
2008-05-14 08:34 am UTC (link)
вот оно что... я не знала, думала, ты искренний вальгамбургер. ну гамбург же не очень далеко от зюдштадта, вроде как?;)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]alinchen
2008-05-15 08:21 pm UTC (link)
ну, полу-искренний...
пендельн меня тоже уже подзаебал слегка, два двадцать на метрономах, читаю :( вставляю в уши оропакс и читаю :(

(Reply to this) (Parent)


[info]amethist_grape
2008-05-12 02:14 pm UTC (link)
Тема про навоз в истории неисчерпаема и глубока *рыдает в монографию о туалетах*

(Reply to this) (Thread)


[info]polosatka
2008-05-12 07:38 pm UTC (link)
вот ты меня понимаешь!;) а что за монография, мне кажется, я ее знаю... или путаю - не Богданов автор? Тут могу ошибаться, но издательство наверняка НЛО?

(Reply to this) (Parent)


[info]dia_mantine
2008-05-12 08:37 pm UTC (link)
я читаю как про себя :)))
очень интересно! :)

(Reply to this) (Thread)


[info]polosatka
2008-05-13 08:15 pm UTC (link)
спасибо - но это все отговорки, не заменяющие личных мемуаров!;)

(Reply to this) (Parent)

интересно сравнивать
[info]ewgeny
2008-05-13 05:49 am UTC (link)
в штутгартском университете (по крайней мере, на факультетах информатики и лингвистики) преподаватели со студентами на "вы".

на "ты" общаются аспиранты из Graduiertenkolleg с доцентами, и студенческие помощники с аспирантами из Graduiertenkolleg.

другой пример:

пока я слушал лекции в Institut für Arbeitswissenschaft und Technologiemanagement, к доцентам я обращался на "вы". Как только я начал там работать студ. помощником, мне было сказано обращаться ко всем на "ты" (за исключением крупных "шишек").

(Reply to this) (Thread)

Re: интересно сравнивать
[info]polosatka
2008-05-13 08:16 pm UTC (link)
со студентами и в билефельде на "вы". Я имела в виду аспирантов и профессоров, и аспирантов и прочих Mittelbau.
Может, чнеясно написала, хм;)

(Reply to this) (Parent)

sparsamkeit
[info]ewgeny
2008-05-13 06:05 am UTC (link)
некая бережливость... это да. и какой же шваб не любит экономить?

в студенческой мензе, куда я хожу часто вместе с немецкими студентами, бывают "обычные" блюда и всегда одно блюдо "премиум". Стоят они 1,80 и 3,80 соответственно. я обычно не задумываюсь над ценой, а беру то, что мне больше по внешнему виду приглянется (швабская кухня... на любителя). один раз philipp заметил, что я премиум-лайн взял. он хмыкнул и сказал: "nobel geht die welt zugrunde". хотя, может, это он так пошутил просто.

(Reply to this) (Thread)

Re: sparsamkeit
[info]polosatka
2008-05-13 08:17 pm UTC (link)
швабы это вообще отдельная песня:))). вряд ли он пошутил, с намеком дело было!;) Мои билефельдцы не щутили, они на полном серьезе откладывали со своей стипендии каждую копейку, дабы потом жить на эти ersparnisse. Меня при упоминании этого слова до сих пор передергивает;).

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: sparsamkeit
[info]alinchen
2008-05-14 08:26 am UTC (link)
Пиздец, моя подруга Сабринхен из Пфальца незамедлительно отправлялась в ХаундЭм и покупала себе шмотки тоннами. Какие такие эршпарниссе?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: sparsamkeit
[info]polosatka
2008-05-14 08:31 am UTC (link)
хз... может, мне такие коллеги попались? я тоже очень уливлялась. Они были очень странные, мои коллеги, кстати, в т.ч. и известная тебе госпожа Вероника... (опять забыла ее новую фамилию, почему-то на язык просится госпожа Мустерманн;).

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: sparsamkeit
[info]alinchen
2008-05-15 08:22 pm UTC (link)
Веронике не помешали бы новые шмотки, хехехе :) Впрочем, мне тоже!
Не, на самом деле полно знаю немецких девочек, которые очень даже шмоточницы, я по сравнению с ними - детский лепет.

(Reply to this) (Parent)


(36 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…